Прогноз посещаемости сайта
23.05.14

Прогноз посещаемости сайта на основе трендов

Порой возникает необходимость сделать прогноз посещаемости сайта на ближайшее время. Эта задача легко решается по средствам анализа временных рядов.

Временные ряды - они же ряды динамики позволяют изучать явления в развитии – во времени. Как меняется из месяца в месяц посещаемость на каком-нибудь интернет-ресурсе? Как изменяется частотность по wordstat Яндекса определенного ключевого запроса? Изучение динамики начинается с построения так называемого ряда динамики, то есть таблицы, в которой представлены значения какого-либо показателя за последние периоды или же на определенные моменты времени. Каждое значение такого показателя называется уровнем ряда. Различают интервальные и моментальные временные ряды. Первыми являются такие ряды, которые представляют собой некий итог процесса за определенный интервал времени – год, месяц, день и так далее. Моментальные ряды – представляют собой такие, где уровни отражают состояние процесса в отдельные моменты времени.

При изучении ряда динамики необходимо обращать внимание на его тенденцию, если таковая имеется. Выражение тенденции можно представить в виде уравнения, которое будет наилучшим образом его описывать. Такое уравнение называется трендом. Различают несколько видов тренда: линейный, логарифмический, полиномиальный, степенной и экспоненциальный.

Таким образом, начнем построение временного ряда. Собираем данные по посещаемости за предыдущие периоды, или сделаем выгрузку из Google Analytics. Представим данные в виде таблички с 2 столбцами. Первый столбец период - в нашем случае это отчетный месяц, и второй столбец – количество посетителей пришедших с поиска за указанный период. Таким образом, мы получим интервальный временной ряд.

 

Известно, что существует несколько видов прогнозов, мы сделаем текущий прогноз на 4 месяца. Это срок гарантии наступления вывода в ТОП10, который берется для оптимизации и продвижения сайта. Таким образом, спрогнозируем количество посетителей с поиска, которые придут на сайт без каких либо изменений, проводимых на сайте.

Прежде всего, нам нужно построить уравнения трендов линейного, логарифмического, полиномиального, степенного и экспоненциального и рассчитать прогноз на основе аппроксимирующих зависимостей. А затем определить какое из уравнений дает наиболее точный результат на основе расчета контрольных сумм.

Определим, какая функциональная зависимость больше всего подходит для описания посещаемости сайта с поиска, и соответственно чего ожидать в последующие месяцы.

Построим и проанализируем данный процесс на основе разных зависимостей. Сделаем в Excel вот такую заготовку:

Далее построим диаграмму. Для наглядности лучше выбирать точечную диаграмму с гладкими кривыми.

Далее построим диаграмму. Для наглядности лучше выбирать точечную диаграмму с гладкими кривыми.

На основании полученных уравнений заполним, приведенную выше таблицу, после чего произведем подсчет контрольных сумм по каждому столбцу.

Для выявления наилучшего тренда сверим их с главной контрольной суммой.

......................................................................

В результате исследования динамики посещаемости, пришедших на сайт с поиска мы получили, что данная зависимость описывается полиномиальным уравнением второй степени: y = 0,8036x*x + 163,6x - 1188,8. Контрольная сумма посещаемости за анализируемый период, вычисленная по данной зависимости, наиболее близка к статистическим данным. Соответственно для прогнозирования посещаемости можно использовать полиномиальное уравнение тренда 2 порядка. Таким образом, на предстоящие четыре месяца, при отсутствии каких-либо изменений, на сайт с поиска придет в мае 2014 года - 12 573 посетителя, в июне 2014 - 12 840 посетителя, в июле 2014 - 13 109, и в августе - 13 380.

Сведем данные в таблицу для наглядности и получим:

Для более быстрого прогноза посещаемости, можно также воспользоваться встроенными в Excel функциями. Но это тема уже для другого поста.

Автор - специалист по Интернет-рекламе компании "Index.art" Гречиц Алена.

Заявка на расчет
Мы обязательно перезвоним вам для уточнения деталей
и подготовим отличное предложение.
Произошла ошибка при обработке обращения!
Попробуйте связаться с нами по телефону +7 (343) 2-110-220